Первые шаги и успехи

Оглавление:
Шкала Апгар(Первый тест вашего малыша)
Что может уметь делать ребенок на первом году жизни?
Этот сладкий детский сон!
Как растут зубки?
Календарь плановых профилактических прививок
Приучение к горшку!

малыш-вундеркинд!

 

Шкала Апгар (Первый тест вашего малыша)

Сразу после рождения выполнается пять простых тестов для оценки общего состояния вашего малыша (особенно дыхания). Различные симптомы оцениваются в 0-2 балла, которые затем суммируются. Это так называемая шкала Апгар. Сумма баллов 4 или ниже указывает на выраженные нарушения дыхания (асфикцию). Большинство новорожденных детей получают 7-10 баллов. Тесты повторяются через пять минут, к этому времени общая оценка обычно улучшается.

Что оценивается

Оценка в баллах

2 1 0

Окраска кожи

Дыхание

Частота сердцебиения

Движения

Рефлекторная возбудимость

Все тело розовое

Регулярное

Более 100 ударов/мин

Активные

Крик

Синюшные конечности

Нерегулярное

Менее 100 ударов/мин

Вялые

Хныканье

Все тело синюшное

Отсутствует

Отсутствует

Вялые или отсутствуют

Отсутствует

В начало

 

Что может уметь делать ваш ребенок на первом году жизни?

Ваш малыш растет и меняется с каждым днем. Он не перестает радовать вас своим осознанным поведением. Но иногда вы встречаете мам, а то и пап, которые с гордостью рассказывают о чрезвычайных способностях своих детей. Наслушавшись их рассказов, вы с тревогой смотрите на своего ребенка: “А что, если он отстающий?” Смею уверить, что почти всегда тревога ваша напрасна. Чаще всего эти рассказы о необыкновенных детских способностях — выдумки и преувеличения чрезмерно влюбленных в собственную дочку или сына родителей. И тем не менее полезно знать сводную табличку возможностей и умений "усредненного" малыша. Итак, она перед вами.

В первые недели жизни движения ребенка управляются рефлексами: он часто и беспорядочно двигает руками и ногами. Из-за того, что мышцы-сгибатели пока сильнее, чем мышцы-разгибатели, он лежит, прижимая согнутые в коленях ножки к животу, согнутые в локтях руки  к груди, его пальчики часто сжаты в кулачок. Малыш неосознанно захватывает и довольно крепко держит протянутый палец.

В 1-1.5 месяца радостно реагирует на появление матери. Быстро двигает ручками и ножками, улыбается. Врачи называют это состояние "комплексом оживления".

В 2-2.5 месяца уверенно удерживает голову в вертикальном положении 1-2 минуты, подымает голову, когда его кладут на живот. Начинает "гулить" - подолгу певуче произносить звуки типа "га", "гу", "гкха", "агу".

В 3-4 месяца, лежа на животе, начинает приподниматься, опираясь на руки. Громко смеется, когда с ним играют. Улыбается маме, папе, бабушке, дедушке, настораживается или даже плачет, увидев незнакомое лицо.

В 4-5 месяцев самостоятельно переворачивается со спины на бок. Охотно берется за протянутые к нему руки и, при поддержке, садится. Протягивает руку за подвешенной над кроваткой игрушкой, стараясь подтянуть ее к себе. Стоит при поддержке под мышки.

В 5 месяцев самостоятельно поворачивается со спины на живот. Свободно берет и держит в руке удобные для захватывания предметы. Различает тон, каким к нему обращаются: слыша ласковую речь - улыбается, сердитую и резкую - хмурится.

В 6 месяцев самостоятельно поворачивается с живота на спину, переступает ногами, когда его поддерживают под мышки. С интерсом смотрит на новую чашку, тарелку, игрушку. Лепечет, произносит отдельные слоги, подолгу певуче повторяет их. На вопрос "Где часы?", "Где огонек?" находит взором предмет, расположенный на привычном месте (часы на стене, лампу на столе). Играет погремушкой, стучит, размахивает ею.

В 7 месяцев громко произносит различные слоги. На вопрос взрослого "Где?" ищет взглядом и находит знакомые предметы, независимо от их местоположения (мячик в кроватке, на полу , на диване). По просьбе взрослого выполняет заученные движения ("ладушки").Игрушками занимается долго, расcматривает, постукивает одной о другую. Настойчиво достает привлекшую внимание игрушку.
Самостоятельно
садится из положения лежа и недолго сидит без поддержки.
Ест кусочек хлеба, держа его в руке.
Пьет из чашки, которую держит взрослый.

В 8-9 месяцев свободно менят положение тела в манеже или кроватке. Встает на четвереньки и на ножки, начинает ползать. Придерживаясь руками за барьер манежа, встает, стоит и переступает. Опускается самостоятельно.
По просьбе взрослого подает ему руку, машет при слове "до свидания". Играет со взрослым "в прятки".
Повторяет за взрослым простые слоги - "ба", "да", "па", "ма".
С
игрушками занимается по-разному: катает шар, вынимает одну мисочку из другой, сжимает и разжимает резиновую куклу.
Хорошо пьет из чашки, которую сам держит в руках.

В 10-11 месяцев свободно ползает, довольно быстро передвигаясь на четвереньках. Переступает за коляской, держась за нее обеими руками. Знает имена близких, названия наиболее употребляеьых предметов, любимых игрушек. Начинает говорить односложные и двусложные слова Р "на", "дай", "мам", "папа", "баба".

В 11-12 месяцев самостоятельно без поддержки стоит. Балансируя руками, делает первые самостоятельные шаги. Называет начальными слогами некоторые игрушки, вещи, хорошо произносит 5-10 слов, начинает складывать пирамидку, матрешку. Пытается сам надеть носки, рубашку, шапочку. Понимает слова "можно", "нельзя".

В начало

 

Этот сладкий детский сон! (или как уложить спать вашего крикуна)

Маленькие дети - это не маленькие машины, которые можно отрегулировать на включение и выключение в определенные часы. Способность спать меньше или больше у каждого ребенка своя, и она закладывается генетически, как цвет волос, рост или тембр голоса. Также генетически закладывается и свой биоритм. Но еще добавляются и всевозможные события дня — здоров ли ребенок, не испугало ли его что-нибудь, а быть может, потрясло, взволновало. Даже взрослый человек в зависимости от прожитого дня может заснуть немедленно, а может проворочаться полночи в постели. Поэтому нормы сна у детей в разные месяцы лишь усредненные и могут отклоняться у вашего малыша. И все же закономерности в продолжительности сна есть.

Если новорожденные дети спят 14—19 часов в сутки, то с каждым месяцем время бодрствования у них увеличивается, и к полугоду их сон длится 13—14 часов. В первые месяцы малыш может просыпаться через каждые 1,5—4 часа и сразу просить есть. При этом для него не имеет значения, дневная это будет трапеза или ночная. Но постепенно его ритм бодрствования и сна становится все нормальнее. Приблизившись к полугоду, малыш уже может спать с 10 часов вечера до 6 часов утра. Зато днем он будет спать меньше - раза два, иногда по часу, иногда по 3 часа зараз. К году малыш может спать уже “по-взрослому”. Заснув около 9 вечера, он проснется около 8 утра, а днем у него будет лишь один перерыв на сон.

И все-таки даже в первые месяцы можно подладиться под стихию детского сна с наименьшими потерями для себя.

Пусть ритм малыша станет и вашим ритмом.

Пока ребенок находится в младенческом периоде, лучше уступать его желаниям. Понаблюдайте внимательно за его биологическим ритмом и приспособьте свою жизнь к этому ритму. Так будет лучше для него и спокойнее для вас. Известно, что попытки не считаться с биологическими ритмами приводят лишь к серьезным расстройствам организма.

Почти у всех родителей младенец просыпается ночью и начинает просить есть. Допустим, вы решили строго придерживаться режима и не уступать его требованиям. Он будет плакать 5, 10, 20 и 30 минут. Ваше железное сердце сжимается от жалости к нему, потом вы впадаете в тихое бешенство, но с постели не поднимаетесь. Все взрослые члены семьи не спят тоже. Возможно, вы заменили пеленки и убедились, что он лежит сухой, и вновь продолжаете лежать, все более раздражаясь от его плача. Наконец, устав, малыш засыпает. Вы же еще долго лежите без сна, а вся семья утром встает с больной головой. Если вы думаете, что таким образом воспитали ребенка и в следующую ночь он не запросит есть, то ошибаетесь. В следующую ночь он снова может плакать до тех пор, пока не утомится. И такое удовольствие будет повторяться ежесуточно. Гораздо лучше для всех, если вы сразу подстроитесь под его ритм и, едва он запросит есть, дадите ему грудь или бутылочку с питьем или возьмете его на руки. Тогда и его сон, и ваш будет спокойней и длительней.

Приемы, которые помогают заснуть

Есть счастливые родители, у которых дети засыпают быстро и спят крепко. Но таких немного. Большинству малышей требуются специальные приемы, которые помогают им скорее заснуть.

Прием первый — укачивание под колыбельную. Любое ритмическое плавное движение поможет вашему младенцу быстро уснуть. Чаще всего — это укачивание на руках или в кроватке, люльке. В некоторых старинных деревенских домах до сих пор еще можно встретить детские кроватки, не стоящие на полу, а подвешенные к потолку — так легче укачивать. Мать ночью, не вставая с постели, могла протянуть руку и укачивать ребенка. Еще лучше укачивание действует под колыбельную песню.

Прием современный, индустриальный. Но индустриализация быта внесла свою лепту и сюда. В Европе в последнее время вместо дневного укачивания и баюкания матери часто включают негромко нежную музыку Моцарта, Гайдна, Чайковского. Другие уверяют, что детей усыпляет шум пылесоса или фена, поставленные несколько в отдалении, чтобы было не так громко.

Прием ночной, классический. В Европе в последнее время специалисты все чаще рекомендуют вспомнить о классическом способе: попросту класть младенца с собой в постель. Исследования показали, что дети спокойнее себя чувствуют рядом с родителями и быстрее засыпают. Хотя при этом для супругов возникает немало проблем.

Прием, в котором немалую роль играет материнский запах. Для быстрого дневного засыпания некоторые специалисты советуют класть в детскую кроватку рядом с ребенком материнский платок. Младенцы, ощутив запах матери, успокаиваются.

Прием, в котором работает розовый свет. Считается, что розовый свет тоже действует успокаивающе на младенца. Темно-розовые обои, красная лампа, розовые тона вокруг — все это напоминает малышу темно-красные сумерки во время внутриутробного развития.

Поза ребенка во сне

В разные времена специалисты рекомендовали различные позы. Лет 20 назад считалось, что дети должны спать на спинке. Сегодня оптимальной считают позу на животике. Наиболее мудрые детские врачи советуют вовсе не делать из позы ребенка культа. Важно лишь, пока малыш не может повернуться сам, укладывать его постоянно по-разному. Если он поспал утром на спине, то теперь можно его положить на правый бочок. А в следующий сон — уложить на животик. Если вы положите малыша на бочок, то под спинку ему можно подложить полотенце, скатанное рулоном. На ночь лучше укладывать ребенка на животик — при этом лучше вытекают выделения из носа и рта, что защищает от простудных заболеваний.

Если ребенок кричит ночь за ночью

Бывают и такие, как будто бы совсем здоровые дети. Причины детского плача, как и плохого настроения у взрослых, не всегда объяснимы. Возможно, что-то все-таки у малыша побаливает, или мучают газы, или ему просто скучно, а может быть, что-то пугает его.

Естественно, что все это вас не радует. Бывает даже, что вы готовы обрушить на его голову проклятия, а иногда просто падаете в изнеможении. В таких случаях нужно напомнить себе, что этот кошмар продлится совсем недолго, вечно не плачет ни один ребенок. Через год, когда все трудное забудется, вы станете вспоминать этот период с теплотой.

Постарайтесь не злиться и уж ни в коем случае не вымещать злобу на ребенке. Если бы ему было хорошо, он бы молчал. Он маленький, не в силах объяснить, что у него не так, а ваше плохое настроение еще больше усугубит его неприятности. Поэтому лучше уйдите в другую комнату и в сердцах ударьте подушку, куклу. А потом, успокоенная, вернитесь к малышу.

Научитесь бросать все дела днем во время сна малыша и отдыхать. Отключите на это время телефон, подготовьте себя, чтобы поспать хотя бы часа полтора.

Если вы чувствуете, что силы ваши на исходе, попробуйте попринимать успокаивающие, которые разрешит врач. В этом случае помогают ванны с мятой или мелиссой и различные чаи из трав, которые могут успокоить и укрепить нервную систему.

В начало

Как растут зубки?

В мире не существует строго назначенной даты для появления первого зуба. У каждого человека рост и качество зубов зависят от многих факторов. Главные факторы у вашего малыша — его наследственность и система питания. Есть усредненная формула, позволяющая вычислить количество зубов, которое должно быть у ребенка к определенному месяцу: N == п — 4, где N— количество зубов; п — возраст малыша в месяцах.

Из этой формулы понятно, что до 4 месяцев нетерпеливо ждать первого зуба не стоит, а в 5 месяцев один зуб уже может вырасти.

Процесс прорезания зубов у разных детей также проходит по-разному. Однажды, заглянув в ротик своему малышу, вы с удивлением и радостью обнаружите неведомо откуда появившийся первый молочный зубок, о который ударилась ложечка во время кормления. Но вполне возможно, что еще дня за 3 до появления зуба малыш начнет беспокоиться, хныкать, засовывать в рот все, что попадется. Он может просыпаться ночью, капризничать, плохо есть. Не сердитесь на него — так проявляется у малыша ухудшение состояния. Едва зуб прорежется, как он снова станет жизнерадостным.

Замечено, что зубы появляются быстрее у детей, которых кормят грудью и у худеньких. К концу второго полугодия у ребенка должно быть 8 зубов. Это нижние и верхние, центральные и боковые резцы.

Часто во время прорезывания зубов малышу хочется пожевать любой предмет, который попадается ему под руку. Многие дети даже грызут прутья и перекладины у своей кровати. Поэтому вы должны быть особенно внимательны и давать ему для жевания специальные зубные кольца, которые продают в аптеках. Поможет и легкий массаж десен. Его делают, обхватив десну малыша снаружи и изнутри большим и указательным пальцем. Появление первого зуба — сигнал к тому, что ребенка надо переводить от соски с бутылочкой к чашке.

Российские специалисты считают, что до конца года зубы малыша не требуют особого ухода. А чтобы смыть остатки пищи после еды, малышу нужно давать попить немного кипяченой воды.

В начало

Календарь плановых профилактических прививок (вакцинаций)

 

В 2 месца В 3 Месяца В 4 месяца В 12-15 месяцев В 3-5 лет (ревакцинация дошкольников)
Дифтерия, Коклюш, Столбняк - АКДС, одна инъекция

Менингит, одна инъекция

Полиомиелит, через рот

Дифтерия, Коклюш, Столбняк - АКДС, одна инъекция

Менингит, одна инъекция

Полиомиелит, через рот

Дифтерия, Коклюш, Столбняк - АКДС, одна инъекция

Менингит, одна инъекция

Полиомиелит, через рот

Корь, Свинка, Коревая краснуха - АКДС, одна инъекция Дифтерия, повторная инъекция

Столбняк, инъекция

Полиомиелит, через рот

В начало

 

Приучение к горшку!

 
Если послушать то, что нам рассказывают наши мамы, то создается впечатление, что 30 лет назад все без исключения младенцы, приученные к горшку к своему первому дню рождения или в крайнем случае с небольшим опозданием, представляли собой более развитое поколение, чем современные дети. Но на самом деле к горшку были приучены не дети, а их матери. Не очень сложно приучить к горшка ребенка, у которого стул регулярный (например, каждое утро после завтрака) или который предупреждает об этом (например, присаживаясь на корточки). Значительно труднее предсказать мочеиспускание, хотя порой дети начинают плакать, прежде чем намочить свои подгузники. Но “поймать” малыша таким способом — это небольшая победа, поскольку сотрудничество со стороны ребенка носит часто рефлекторный характер и он почти не понимает, что делает и почему. Но иногда подобные победы оборачиваются поражением: ребенок, уже, казалось, приученный к горшку, внезапно начинает упрямиться и даже не желает к нему приближаться либо начинает сдерживаться, когда его сажают на горшок, в результате чего возникают запоры.

Приучение к горшку проходит гораздо успешнее и быстрее приносит результаты, если ребенок начинает понимать, что такое стул, способен оставаться сухим в течение 2-3 часов, может самостоятельно раздеваться и одеваться, когда ходит в туалет, и способен понимать, что от него требуется. Но если ребенок в данный момент еще не приучен к горшку, это вовсе не означает, что его нельзя начать знакомить с этим прямо сейчас.

Объясните ребенку, что он делает. Очень часто заметно со стороны, что у ребенка стул; он может прекратить заниматься тем, что делал, сесть на корточки, начать кряхтеть, тужиться, покраснеть или просто внезапно стать очень серьезным. Когда вы застанете ребенка за этим актом, скажите ему, что он делает, каждый раз используя одно и то же слово или целую фразу для того, чтобы описать его усилия и их результаты. Затем, когда будете менять грязный подгузник, используйте его как наглядное пособие.

Разумеется, практически невозможно определить, когда у вашего ребенка происходит мочеиспускание, если только он не ходит голый. Но когда есть такая возможность если он пускает струйку в ванне или пока вы меняете ему подгузник, объясните ему, что происходит, опять-таки каждый раз используя один и тот же термин, а когда вы будете менять ему влажный подгузник, объясните, почему он мокрый.

Позвольте ребенку посмотреть, что вы делаете. Дети очень любят подражать тем людям, на которых они смотрят снизу вверх, например родителям, а также старшим братьям или сестрам. Поэтому вместо того, чтобы выгонять ребенка из ванной, когда вы пользуетесь унитазом, пригласите его туда и объясните происходящее. Многим детям полезно понаблюдать, как другие пользуются туалетом. Объясните вашему маленькому ребенку, что мама, папа, а также все большие мальчики и девочки ходят в туалет на горшок, и когда он подрастет, то тоже будет это делать. Если звук его не пугает и он способен справиться с ручкой, то дайте ему спустить воду в унитазе. Если ребенок проявляет желание посидеть на унитазе, купите детское сиденье на обычный унитаз или отдельный детский горшок (он безопаснее, удобнее, и им легче пользоваться) и позвольте ребенку его испытать. Привыкнув к горшку сейчас, пока это его идея, а не ваша, он может испытывать меньший страх перед этим местом позднее.

Хотя конец первого года жизни ребенка - самое походящее время для знакомства с горшком, не оказывайте давления на ребенка, не сердитесь на него, если у него не сразу все получается, будьте терпеливы, возможно, вам придется подождать до тех пор, пока он не будет полностью готов, что, может быть, произойдет ко второму дню рождения или даже ближе к третьему.

Кстати, одна из причин, по которой современные малыши так поздно приучаются к горшку, - одноразовые подгузники. Они так хорошо впитывают влагу и так успешно предохраняют кожу ребенка, что дети даже не замечают, что они мокрые, поэтому нет ничего удивительного в том, что они не торопятся привыкать к горшку.

В начало

Готовятся к выпуску - Таблицы (роста, веса, окружности головы и пр.) и ещё многое другое...

Смотрите также: 

Некоторые правила подбора приданного для малыша

Примерный гардероб новорожденного (одежда)

Гигиенический набор

Банный набор

Посуда

Предметы обихода

Документы ребенка

 продолжение следует...

 

Hosted by uCoz